Конференция работает на сервере Netberg

Radeon.ru

Конференция Radeon.ru

Страница 1 из 2 [ Сообщений: 66 ]  Версия для печати [+] На страницу 1, 2  След.
Показать сообщения за  Поле сортировки  
ВЕНТИЛЯТОР

В персональных компьютерах используются вентиляторы выполненные на основе двухфазного вентильного двигателя постоянного тока с внешним ротором. Остановимся подробнее на устройстве и принципе работы вентильного двигателя. Применение обычного коллекторного двигателя постоянного тока в компьютере недопустимо, т.к., во-первых, он является источником электромагнитных помех, а, во-вторых, требует систематического ремонта, связанного с механическим износом щеток. Поэтому применяются вентильные двигатели в бесколлекторном варианте исполнения. В таком двигателе на роторе расположены постоянные магниты, создающие магнитный поток возбуждения, а обмотка якоря расположена на статоре (обращенная конструкция). Питание обмотки статора осуществляется таким образом, что между ее намагничивающей силой и потоком возбуждения сохраняется смещение в 90 градусов. При вращающемся роторе такое положение может сохраниться в результате переключения обмоток статора. При переключении должны выполняться два условия, согласно которым обмотки статора должны переключаться в определенный момент времени и с заданной последовательностью. При этом положение ротора определяется с помощью датчика положения, в качестве которого обычно используется датчик Холла. Датчик положения управляет работой электронных ключей (транзисторов). Таким образом электронная схема составляет неотъемлемую часть бесколлекторного вентильного двигателя, поскольку без нее невозможна его нормальная работа.


Рассмотрим принцип действия элементов Холла.
При протекании электрического тока по полупроводниковой пластинке, расположенной перпендикулярно магнитному полю, в пластинке наводится ЭДС Еh, направление которой перпендикулярно как току , так и магнитной индукции В (рис. 1.1). Поскольку ЭДС действует на заряженные частицы (электроны или дырки) в соответствии с правилом левой руки, то заряженные частицы смещаются к левой стороне полупроводниковой пластинки. Полярность ЭДС зависит от типа проводимости полупроводника (р— или n-тип) и направления вектора магнитной индукции В.

Изображение
Рис. 1.1. Эффект Холла: а) — в полупроводнике p-типа, б) — в полупроводнике n-типа. 1 — электроны, 2 — дырки.

Значение ЭДС, называемой напряжением Холла, определяется как:

Eh=—(l/d)*B*Ic*Rh,

где Rh – постоянная Холла; Ic – ток через пластинку; В – магнитная индукция; d – толщина пластинки.

Полупроводниковые приборы, предназначенные для определения магнитных полей, называются датчиками Холла. В современных вентильных двигателях постоянного тока широко применяются датчики Холла n-типа на основе InSb и GaAs.


Рассмотрим принцип определения положения ротора с помощью датчика Холла.
На рис. 1.2 показана эквивалентная схема датчика Холла, представленная в виде цепи с четырьмя выводами. Как было показано выше, при
протекании управляющего тока или тока смещения Ic, от вывода 3 к выводу 4 элемента Холла, помещенного в магнитное поле, вектор индукции которого перпендикулярен плоскости элемента, на выводах 1 и 2 элемента наводится холловское напряжение Eh. Если предположить, что R1=R2 и R3=R4 и принять вывод 4 за общую точку схемы, то потенциалы выводов 1 и 2 равны соответственно Eh/2 и -Eh/2. Далее при изменении направления магнитного поля меняется полярность наводимого на элементе напряжения, что показано на рис. 1.3. Поэтому если разместить элемент Холла вблизи ротора с постоянным магнитом, то этот элемент точно выявляет положение полюсов
и значение магнитной индукции, генерируя выводные напряжения Еh1 и Eh2.

Изображение


Вентильный двигатель постоянного тока с элементом Холла.
На рис. 1.4,а показан простейший вентильный двигатель постоянного тока с элементом Холла, расположение которого изображено на рис.1.4,б. Для управления токами в обмотках W1 и W2 выходные сигналы датчика Холла поступают на вход транзисторов VT1, VT2. На рис. 1.5 показаны следующие состояния вращающегося ротора:
а) элемент Холла определяет северный полюс постоянного магнита ротора и подключает обмотку W2 таким образом, что на полюсном башмаке обмотки образуется южный полюс, вызывающий вращение ротора против часовой стрелки (так как разноименные полюса притягиваются) (рис. 1.5,а);
б) элемент Холла выходит из-под действия магнитного поля, что приводит к запиранию обоих транзисторов и обесточиванию обмоток W1 и W2. Ротор продолжает по инерции вращаться против часовой стрелки (рис.1.5,б);
в) элемент Холла определяет южный полюс ротора и подключает обмотку W1 таким образом, что на полюсном башмаке обмотки образуется южный полюс, притягивающий северный полюс ротора, и продолжая таким образом вращение ротора против часовой стрелки (рис.1.5,в).

Изображение
Рис. 1.4. Принцип действия вентильного двигателя постоянного тока, использующего элемент Холла.

Изображение
Рис. 1.5. Создание электромагнитного момента, вращение и коммутация обмоток двигателя.


"Мертвые точки".
Из рис. 1.5 следует, что при вращении ротора существуют две "мертвые точки", при которых элемент Холла не может определить направление магнитного поля (линии поля направлены параллельно датчику), а значит в обмотках не протекают токи, создающие электромагнитный момент. Следовательно, существует вероятность остановки такого двигателя в "мертвой точке". Пройти такую точку ротор может только по инерции и лишь при малом значении момента трения на валу. Проблема "мертвых точек" является главным
недостатком вентильных двигателей. Основным методом устранения "мертвых точек" в двухфазных вентильных двигателях является использование пространственного гармонического магнитного поля. Получение такого поля достигается либо с помощью неравномерного воздушного зазора между ротором и статором, либо с помощью дополнительных полюсов статора и намагничивания ротора в последовательности N0SN0S (0 — область ротора с отсутствием намагничивания, N,S — области ротора, намагниченные северным и южным полюсом соответственно). Не вдаваясь в дальнейшие подробности, отметим лишь, что на практике встречаются двигатели как первого, так и второго типа. На рис. 1.6,а,б показаны поперечные сечения обоих типов двигателей.

Изображение
Рис. 1.6. Сечение двухфазного вентильного двигателя с внешним ротором:
а) — с неравномерным воздушным зазором; б) — с дополнительными неподвижными полюсами;
1 — ферритовый постоянный магнит ( а) — 4 полюсный, б) — намагниченный в последовательности NS0NS0; 2 холловская интегральная схема; 3 — магнитопровод (ярмо) якоря; 4 — магнитопровод статора; 5 — обмотка статора.



Холловская интегральная схема (ХИС).
Для усиления выходных сигналов датчика Холла совместно с ним необходимо использовать один или более транзисторов. В настоящее время на одном кристалле устанавливают как элемент Холла, так и некоторые электронные схемы, образуя холловскую интегральную схему (ХИС). Внешний вид типичной ХИС, а также ее функциональная схема, показаны на рис.1.7.

Изображение
Рис. 1.7. Холловская интегральная схема (ХИС) (а) и ее функциональный состав (б): 1 — элемент Холла; 2 — дифференциальный усилитель; 3 — выходной каскад.

Выходной сигнал датчика Холла 1, предварительно усиленный операционным усилителем 2, поступает на вход выходного каскада 3. Выходной сигнал ХИС управляет состоянием силового транзистора, регулирующего токи в обмотках двигателя.

Существуют два типа ХИС: линейные и релейные. На рис. 1.8 изображены характеристики чувствительности ХИС обоих типов. Выбор типа
ХИС зависит от конструкции и области применения двигателя.

Изображение
Рис. 1.8. Характеристики ХИС линейного (а) и релейного (б) типа.


SU8025-M.
Рассмотрим в качестве примера работу принципиальной схемы двигателя вентилятора Super-Ultra модель SU8025-M (Тайвань) (рис. 1.9). Этот двигатель имеет следующие основные технические характеристики:
• напряжение питания 12V DC;
• потребляемый ток 120mA.

Изображение
Рис. 1.9. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя SU8025-M (SUPERULTRA, TAIWAN).

ХИС HG типа UF1301 управляет состоянием транзисторов Q1, Q2. Транзисторы работают в ключевом режиме и состояние их всегда противоположно. Поэтому ток протекает через обе фазы обмотки статора поочередно, т.к. эти фазы подключены к коллекторам Q1, Q2. Обмотка статора состоит из четырех катушек, при этом обмотки первой и второй фаз наматываются совместно таким образом, как это показано на рис. 1.10. Магнитные полярности этих обмоток у каждого из полюсов двигателя противоположны друг другу. Такой тип обмотки называют бифилярной обмоткой. Это позволяет запитывать обе обмотки напряжением одной полярности.

Изображение
Рис. 1.10. Бифилярная обмотка.

В зависимости от положения ротора на выходе 3 ХИС вырабатывается сигнал L— или Н-уровня. Если на выходе ХИС вырабатывается сигнал L-уровня, то транзистор Q1 будет закрыт, а транзистор Q2 открыт. При этом ток, создающий магнитный поток возбуждения, протекает через обмотки фазы В. Когда ротор поворачивается и вектор магнитной индукции, порождаемый магнитным полем ротора, меняет свое направление, то на выходе 3 ХИС вырабатывается сигнал Н-уровня, транзистор Q1 будет открыт, а транзистор Q2 закрыт. При этом ток, создающий магнитный поток возбуждения, протекает через обмотки фазы А, и ротор продолжает вращение в том же направлении.

Из сказанного следует, что при работе двигателя вентилятора через фазы обмоток статора протекают импульсные токи. Поэтому на индуктивностях обмоток возникают выбросы противо-ЭДС при запирании коммутирующих транзисторов. Для сглаживания этих выбросов к коллекторам транзисторов подключены конденсаторы C1, C2. Кроме того, для того чтобы эти выбросы не проникали в шину выходного напряжения +12В, питание на обмотки подается через развязывающий диод D1.

Кроме двухтранзисторной схемы коммутации, изображенной на рис. 1.9, на практике часто встречается трехтранзисторная схема (рис. 1.11).

Изображение
Рис. 1.11. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя MD1208PTS1 (SYNONWEALTH ELEC., TAIWAN).

Отличие этой схемы от рассмотренной заключается в том, что управление коммутирующими транзисторами Q1, Q2 осуществляется с помощью транзистора Q3. Сам транзистор Q3 управляется по базе выходным напряжением датчика Холла HG и работает в ключевом режиме, обеспечивая попеременное переключение транзисторов Q1, Q2. В остальном схема работает аналогично двухтранзисторной.


Схема с датчиком оборотов. (3-проводный вентилятор)
На рис. 1.12, изображена схема с выводом от датчика оборотов, такая схема позволяет производить постоянный мониторинг оборотов вентилятора. А в случае остановки или достижения критически малых оборотов вентилятора, современные материнские платы способны подать сигнал тревоги. Для этого из вентилятора выводится третий, как правило желтый провод, и подключается к специально предназначенному для этого входу "sense" на материнской плате. За один оборот вентилятора на выходе "sense" формируется два прямоугольных импульса.

Изображение
Рис. 1.12. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя A1225M12S (Thermaltake TT-1225).

Данная схема построена на ХИС ATS276, кроме того, промышленность выпускает ХИС с уже встроенным датчиком оборотов (ATS278). Структурная схема такого ХИС изображена на рис. 1.13.

Изображение
Рис. 1.13. Структурная схема ХИС ATS278.

Линейный метод управления скоростью вентилятора.
При линейном методе, в случае 2-3-проводных вентиляторов, управление скоростью осуществляется путем изменения поданного на вентилятор напряжения. Типичная схема такого регулятора изображена на рис. 1.14,а,б. При использовании данного метода, диапазон регулировки скорости вращения ограничен. При изменении напряжения питания в пределах от 7 до 12 В, скорость вращения будет меняться приблизительно в два раза. С точки зрения КПД, это также плохое решение. Если на вентилятор подано 7В, при напряжении питания 12В, то оставшиеся 5В должны рассеиваться на микросхеме DA1 или резисторе R.

Изображение
Рис. 1.14. Принципиальная электрическая схема линейного регулятора скорости вращения вентилятора.


Управление скоростью вентилятора методом широтно-импульсной модуляции (ШИМ). (4-проводный вентилятор)
Кроме выводов питания, земли и тахометрического сигнала "sense", рассмотренных выше, в 4-проводных вентиляторах (рис. 1.15) есть вход ШИМ. Дополнительный вход нужен чтобы подавать сигнал ШИМ непосредственно на катушки вентилятора, таким образом остальная электроника вентилятора всегда получает питание от +12В, что гарантирует достоверность информации выдаваемую таходатчиком. При управлении методом ШИМ, напряжение, поданное на катушки вентилятора, может быть либо нулевым, либо максимальным – что повышает КПД вентилятора, убирая проблему рассеивания. Скорость вращения такого вентилятора можно замедлить до 10%.
Во всех современных микросхемах, предназначенных для управления вентилятором, частота ШИМ лежит за пределами слышимого диапазона (выше 22,5 кГц), это исключает проблему шума во время коммутации катушек двигателя.

Изображение
Рис. 1.15. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя, с управление методом ШИМ.


Иногда, последовательно в цепь питания двигателя вентилятора включают внешний низкоомный резистор, это делается чтобы в случае пробоя коммутирующих транзисторов, ограничить ток через обмотки статора, обладающие малым омическим сопротивлением. Если не предусмотреть токоограничителя, то пробой коммутирующего транзистора может привести к перегоранию обмотки статора и необратимому выходу вентилятора из строя, а также к возникновению режима КЗ в БП.

____________________________________
Использованы материалы:
1. А. В. Головков, В. Б. Любицкий "Блоки питания для системных модулей типа IBM PC-XT/AT" : ЛАД и Н, 1995. – 90 с.
2. http://www.modd1ng.com
3. DN6851
4. ATS276
5. ATS278
____________________________________


Последний раз редактировалось MBear 16:35 07.03.2010, всего редактировалось 5 раз(а).
РЕМОНТ ВЕНТИЛЯТОРОВ

Вентиляторы, как и всякое другое техническое устройство, подвержены выходу из строя. При этом неисправности, приводящие к их отказу, можно разделить на механические и электрические.

К механическим неисправностям в первую очередь можно отнести:
• высыхание смазки, что ведет к значительному возрастанию момента трения на валу и возможной остановке ротора в "мертвой точке";
• загрязнение бытовой пылью с теми же последствиями;
• повреждение крыльчатки или корпуса в степени, препятствующей нормальному вращению ротора;
• попадание в вентилятор различного рода посторонних предметов, препятствующих вращению.

К электрическим неисправностям можно отнести:
• выход из строя любого из электронных компонентов, расположенных на плате (датчик Холла, коммутирующие транзисторы, электролитические конденсаторы и др.);
• обрыв одной или обеих обмоток статора;
• межобмоточное (межфазное) замыкание в обмотках статора, которые намотаны бифилярно;
• неправильную полярность подачи питания на электрическую схему вентилятора;
• механическое повреждение подводящих питание проводников вращающейся крыльчаткой, ведущее к их обрыву или замыканию (такая неисправность возможна как результат неправильного закрепления подводящих проводников после ремонта).

Для того чтобы устранить большинство из приведенных неисправностей, возникает необходимость извлечь вентилятор из корпуса ПК и
разобрать его с целью получить доступ к печатной плате с элементами схемы, а также к валу ротора и фиксирующему узлу.

Процесс разборки вентилятора – дело довольно тонкое и требует некоторых навыков, знания конструкции устройства и аккуратности. Конструкция вентилятора показана на рис. 14.

Изображение
Рис. 14. Двухфазный вентильный двигатель постоянного тока с дополнительными неподвижными полюсами, встроенный в узкоструйный вентилятор: 1 — постоянный магнит; 2 — датчик Холла.

Первой операцией, которую необходимо проделать перед разборкой вентилятора, является отпайка подводящих к нему питание гибких проводников от печатной платы БП (либо отключение разъема от материнской платы, через который подается питание на вентилятор). После этого необходимо отвернуть четыре крепежных винта, при помощи которых пластмассовый корпус вентилятора крепится к металлическому корпуса ПК.

Когда вентилятор будет извлечен из корпуса ПК и отключен от схемы, можно непосредственно приступать к его разборке.

Конструктивное исполнение вентиляторов, выпускаемых различными фирмами, полностью аналогично. Поэтому и методика разборки является общей и заключается в следующем.

Операция 1. Удалить с корпуса вентилятора фирменную наклейку (круглой формы) с основными техническими характеристиками вентилятора. Эта наклейка выполняется из специальной прочной пленки и приклеивается к корпусу с помощью незасыхающего клея. Наклейку удобно поддеть с помощью лезвия от безопасной бритвы, либо острого скальпеля. Затем, взявшись пальцами за приподнятый край, аккуратно, равномерным тяговым усилием, без рывков и остановок, отделить наклейку. После этого отложить ее в отдельную коробку клеевой стороной вверх.

Операция 2. Извлечь из корпуса вентилятора резиновую защитную пробку, доступ к которой открывается после снятия наклейки. Эта пробка круглой формы диаметром около 15 мм расположена в центре корпуса и легко вынимается при поддевании тонкой иглой.

Операция 3. Эту операцию можно назвать самой ответственной. После извлечения грязезащитной пробки из корпуса вентилятора, открывается доступ к валу ротора и узлу его фиксации. Узел фиксации состоит из набора пылезащитных фторопластовых шайб, резинового уплотняющего кольца, а также специальной пружинной усиковой шайбы, которая установлена в кольцевой проточке на валу ротора и препятствует его поступательному перемещению. Основная сложность операции 3 заключается в грамотном снятии усиковой пружинной шайбы. Эта деталь имеет малые габариты (диаметр около 3 мм). Процесс снятия шайбы с вала ротора заключается в разведении ее усиков с помощью двух иголок с целью вывести ее из кольцевой проточки. При этом, если усилие будет слишком велико, то
шайба может лопнуть и необратимо выйти из строя. К сожалению, это весьма дефицитная деталь, без нее работа вентилятора хоть и возможно, но нежелательна.

Конец вала ротора выполнен как конус. Поэтому после того, как шайба выведена из кольцевой проточки, она по конической поверхности
сползает с вала. Однако здесь ремонтника подстерегает следующая опасность. При разведении усиков шайбы в ее теле запасается потенциальная энергия. Поэтому если отпустить шайбу после выведения из кольцевой проточки, то силы упругости заставляют ее быстро сжаться, что приводит к отскакиванию шайбы на значительное расстояние (до 1-1,5 м). При этом, поскольку шайба очень мала, найти ее после такого отскока бывает крайне затруднительно. Иначе говоря, если не воспрепятствовать отскоку, придерживая шайбу в момент сползания ее с конусной части вала ротора, то высока вероятность ее утери.

После снятия усиковой шайбы ее лучше всего сразу же отложить в отдельную коробочку во избежание ее утери.

Операция 4. Снятие усиковой шайбы дает возможность извлечь ротор вентилятора вместе с напрессованной на него крыльчаткой. После этого открывается доступ к статору и его обмоткам, а также к плате с электрической схемой вентилятора. Кроме того появляется доступ и к кольцевому магниту ротора, а также полностью обнажается вал ротора, что позволяет осуществить его смазку в случае высыхания последней.

Операция 5. Плата с электрической схемой механически крепится к статору вентилятора и поэтому доступ к некоторым элементам электрической схемы, расположенным на плате, все же затруднен. Если возникает необходимость в отделении печатной платы от статора, то следует первоначально отпаять выводные концы обмоток статора, которые выполнены медными проводами малого сечения и запаяны в соответствующие точки платы. Если этого не сделать, то неизбежен обрыв этих выводов. При отпайке необходимо промаркировать выводы, так как ошибка при их подключении после замены неисправного элемента на плате приведет к отказу вентилятора.


Сборка вентилятора производится в обратной последовательности. Все детали следует тщательно отчистить от пыли и старой смазки, затем нанести новую смазку. В процессе сборки не должен быть нарушен порядок расположения на валу ротора пылезащитных фторопластовых шайб и резиновых уплотнений. Кроме того обязательно должна быть соблюдена правильная полярность подачи питания на вентилятор. Как было отмечено ранее, питание подводится к электрической схеме с помощью двух гибких проводников. Во избежание неправильного их подключения, эти проводники имеют стандартную цветовую маркировку. Проводник, подключаемый к положительному полюсу источника питания, всегда выполняется красным, а подключаемый к отрицательному полюсу – черным (либо синим). Т.е. если вентилятор питается с выхода канала +12В, то красный проводник надо подпаивать к шине Uвых=+12В, а черный – к общему проводу вторичной стороны (корпусу). Если же вентилятор питается с выхода канала -12В, то красный проводник подпаивается к корпусу, а черный – к шине Uвых.=-12В. Исходя из сказанного следует, что перед отпайкой этих проводников следует выяснить с какой из шин +12В либо -12В осуществляется питание вентилятора. В случае, если подводящие проводники вентилятора подключаются при помощи отдельного трехконтактного разъема, то эта мера предосторожности является излишней, т.к. в ответной части разъема имеется ключ. Поэтому неправильное подключение становится невозможным.

Определение исправности вентилятора начинается с отключения его от схемы и подачей на него питания 12В в соответствующей полярности от отдельного источника. Если вентилятор не вращается, то необходимо произвести его разборку по вышеприведенной методике и проверить исправность отдельных его элементов и узлов. Проверка исправности датчика Холла затруднена, т.к. для ее осуществления необходимо, чтобы вентилятор был в собранном виде.

Поэтому неисправность датчика Холла можно установить методом исключения: если все остальные (немногочисленные) элементы схемы исправны, а вентилятор при подаче на него питания от отдельного источника не вращается, то очевидно, что неисправен датчик Холла. Замена последнего должна осуществляться на аналогичный с обязательным соблюдением его расположения относительно статора. Даже незначительный перекос или наклон датчика Холла резко сказывается на его работоспособности, а значит и на работе вентилятора.

____________________________________
Использованы материалы:
А. В. Головков, В. Б. Любицкий "Блоки питания для системных модулей типа IBM PC-XT/AT" : ЛАД и Н, 1995. – 90 с.
____________________________________


Последний раз редактировалось MBear 16:08 07.03.2010, всего редактировалось 3 раз(а).
резерв1
MBear

ИМХО хорошо бы дополнить это схемой датчика оборотов — это ещё один транзистор n-p-n включенный базой через резистор 10к на выход холла,эмиттером на общий,коллектор выведен наружу на вывод таходатчика. При вращении ротора транзистор переключается 2 раза за оборот.
BoyRadeon
будет :yes:
MBear
Класс! :beer:
MBear

А прикол насчет запасания потенциальной энергии в фиксирующей шайбочке сам придумал или он был в первоисточнике? :beer:

Датчик холла проверить просто — включить платку вентилятора без ротора и обмоток,включить вольтметр на выход микросхемы и провести рядом с ней любым маленьким магнитиком. Если она исправна — напряжение на выходе при поднесении магнита будет переключаться.
BoyRadeon
1. было, она правда всегда улетает, но там это ярко описано :gigi:
2. ОК, потом изменю/добавлю :beer:

Сейчас наоткрывал страниц про 4pin, те что с ШИМ входом управления, хочу что-то и про них добавить.
MBear
Как вариант можешь добавить в статью инфу по ремонту "треска" двигателей, ссылки могу дать :)
Hell-Fosa

Это подбором емкостей что ли? Имеется ввиду механический треск или электромагнитный? В своё время боролся с треском двигателей при снижении оборотов на обычных вентиляторах(без шима) в итоге используя сигнал с датчика оборотов и алгоритм управления напряжением удалось победить эту проблему. Только скорее всего коэффициенты для разных вентиляторов надо будет менять.

MBear

К ШИМ-вентиляторам относится всё вышесказанное,только вот чтобы проверить именно регулировку при помощи шима вольтметром уже не обойдешься.
А проверять их не проблема — если четвертый провод не подключен он должен давать максимальные обороты.
Hell-Fosa
Это отдельная, очень большая тема. Ссылок есть много, но давай что имеешь, наверное потом просто добавлю ссылки на самые яркие материалы.

Просто куда-то я вильнул от первоначальной цели, я ж хотел сделать ФАК для юзеров по подключению вентилятора. Типа есть такой разъем, а есть такой и этот провод нужно запихать сюда и тд...

BoyRadeon
про ШИМ будет пара слов, на какой микрухе, график, ну и что такое ШИМ.

про треск есть тут http://www.modd1ng.com/

про треск есть тут http://www.modd1ng.com/

Вот я про этот сайт и говорил, там достаточно просто все написано :)
Hell-Fosa
И главное с осциллограммами, а не на словах :yes:
MBear
Еще бы в свободное пользование осцилограф взять и вообще красота :)
А так мне кажется подобные статьи надо на сайте помещать, а не на форуме
MBear
:up: ... :D Если это — будущая статья, то может добавить в _описательную_ часть новинки вентиляторо-строения?
http://www.overclockers.ru/lab/32836.shtml к примеру
-------
Вентилятор можно и софт-осциллопом пощупать. Пробник подобрать и ...
U-Nick

Описание с примерами очень хорошее. В познавательных целях. Потому как качественные вентили в разумные сроки не умирают(не видел ни одного :) ), а некачественные стоят 100руб и их вообще нет смысла копать. Полезно именно для того,чтобы понять принципы работы и регулирования вентиляторов.
Подскажите по такой проблеме. Есть SVEN Ultra SV-12025L12B — довольно неплохой вентилятор, тихий, надежный, разве что дует слабовато. Но у него глючит датчик оборотов. Через приблизительно равные промежутки времени перестает адекватно показывать частоту вращения. То есть, если подключить к материнке, то в зависимости от программы мониторинга он периодически или пропадает, или показывает числа вроде 168000 оборотов :D. А если подключить к видеокарте, то периодически показывает оборотов в 2 раза больше чем на самом деле. Выглядит это так:

Изображение

В общем мониторить неудобно. Можно ли исправить этот брак?
nRoof
это при полном напряжении, или при замедлении?
Почти все кулера так ведут себя при сильном замедлении.

На некоторых мамках, на которых управление кулером осуществляется методом НЧ ШИМ (а такое может быть и на 3pin разъеме), бывают такие глюки с некоторыми моделями кулеров. Я собирался рассмотреть этот вопрос и уже что-то набросал даже но... Суть в том что на кулер подается не постоянное напряжение, а оно в один момент времени есть, потом его нету, потом опять есть и тд, отсюда глюки датчика, так как питание на нем тоже то есть то нету. В 4х проводных кулерах катушки двигателя и и схема контроля запитаны отдельно, и там нет таких проблем. Наверное без рисунков и графиков будет сложно понять.
MBear,
Это при 12 вольтах. Если из вентиляторного разъема вытащить черный и красный провода и всунуть их в молекс от бп (красный на желтый, черный на черный), а сам разъем с оставшимся в ним желтым проводом воткнуть в материнку для мониторинга, то наблюдается то же самое.
Надо разбирать пропеллер и смотреть, на чём там датчик оборотов собран.
nRoof

Вентилятор "пропускает" импульсы. Это может случиться или из за ослабления магнита со временем либо из за большого расстояния между магнитом и датчиком холла на платке двигателя. Можно попробовать подогнуть датчик холла(небольшую черненькую детальку) так,чтобы он поближе к магниту был. Но только чтобы не зацеплял за магнит при вращении.
nRoof
подогнуть если он стоит неровно, стоять он должен перпендикулярно. Сообщить название датчика, дать фотку — погуглим подумаем.
Дошли руки до этого вентилятора. На датчике написано 211 729H. Вот фото датчика:

Вид спереди:
Изображение

Сбоку:
Изображение

Расстояние до магнита:
Изображение

Пробовал его подгибать и ближе к магниту, и дальше. И ровно, и немного под углом. Всеравно толку — ноль. Как скакали показания, так и скачут. Разве что, если работающий вентилятор положить на стол плашмя, то частота скачков становится значительно меньше — 5-10 секунд.

Наверно такая схема попалась. В общем проще будет взять на его замену какой-нить другой, а этот повесить на молекс и не смотреть на его показания вовсе :oops:

PS: за качество фото не бить, снято телефоном :)
nRoof
сабжа найти не смог.
Что-то я затупил с подгибанием датчика, вентилятор же нормально "ровно" крутиться, просто не выдает нормально на мать свои обороты, или мать неправильно их воспринимает.

нужна схема или док на ХИС :confused:
MBear
Спасибо за проделанный труд!
Великолепная статья! :up:
Здравствуйте. У моего знакомого случилась проблема...
Видюха Sapphire x1600 pro 256Mb начала перегреваться, и в итоге вынуждает перегружаться комп. Немножко поколдавав над ней, я выяснил, что спустя 5-10 минут после запуска компа, вентилятор резко останавливается(особенно быстро это происходит если при этом включить какую-нибудь игру). Если работать без особой нагрузки на видеокарту, то вентилятор может проработать дольше. До 30 мин. Но в итоге все-равно останавливается. От пыли карту почистил. На предмет излома провода изучил. Всё нормально нигде ничего не отходит. На глаз вентилятор крутится совершенно свободно(имеется ввиду если я его толкаю рукой, он по инерции крутится 2-3 секунды.). То-есть особого механического, сопротивления ему ничто не оказывает. Но тем не менее он всё время отключается. Причём если он отключился, то его никакими силами уже не заставить работать снова. Пока карта не остынет и не перегрузить комп — вентилятор не запускается.
Я хочу запитать вентилятор с разъёма для вентилятора на мат.плате, так как считаю что виной остановки вентилятора является какой-то глюк(равно как и испорченная-бракованная деталь) самой видеокарты.
Внимание вопрос!
Что за проблема могла постигнуть моего товарища? Точнее его видюху.
И главное не нанесу ли я ущерба его системнику если запитаю вентилятор видеокарты питанием с мат.платы?
Спасибо за любую подсказку.
taravasya

Запитать вентилятор можно и нужно, иначе сдохнет видяха. Если после запитки от БП компа он перестанет останавливаться — на лицо неисправность системы управления вентилятором на видеокарте. Берите тестер и проверяйте. Или можно оставить вентилятор питаться от 12В постоянно или через ручной реобас. Только не перепутайте провода на вентиляторе иначе он может сгореть.
Спасибо за совет. :beer:
Если можно подскажите ещё кое-что. Я полнейший нуб в электронике...
Я ему сам же советовал при любых раскладах поставить вентилятор на заднюю крышку корпуса. И соответственно запитать этот вентилятор, надо было бы с того разъёма с которого я собирался запитать вентилятор видюхи. Поэтому я тут подумал, а возможно ли подключить вентилятор видеокарты к питанию предназначенному для HDD и приводов(IDE-шный 4-х пиновый разъём)?
И если да то можно ли при подключении полагаться на цвета проводов? То-есть красный к красному, чёрный к чёрному?
На карте к вентилятору идет два провода черный и красный. На IDE-шном 4 провода. 2 чёрных красный и жёлтый. Тут как я понимаю два чёрных в принципе параллельны? То-есть это фактически двойной кабель одного полюса? А по красному кабелю обоих разъёмов(вентилятора видеокарты и IDE-шного питания) идёт +12?
Или это не так? Или возможны варианты.... :confused:
Спасибо.
PS. Ручной реобас — это какой то прибамбас? Типа панельки управления?
taravasya

предназначенному для HDD и приводов(IDE-шный 4-х пиновый разъём)?

можно купить такой что туда и подключается


И если да то можно ли при подключении полагаться на цвета проводов?

на проводах, что идут к харду
желтый +12В
красный +5В
черный минус (земля).

на вентиляторе
красный +12В
черный минус (земля)
желтый — от датчика оборотов, можно не трогать. Есть не всегда.
taravasya
PS. Ручной реобас — это какой то прибамбас? Типа панельки управления? 
Маленькая черная коробочка (100-150 рэ) с уголком крепления на задню панель и с регулятором. Имеет провод с разъемом и разъем на борту.
Провод втыкается в маму в соотв. разъем, в бортовой — вентилятор. Регулятор меняет напряжение питания вентилятора.
обновил немного первый пост, исправил ошибки, переделал окончание, добавил несколько схем.

взялся за переделку почти год назад, и все это так и лежало на рабочем столе законченное на 95% :shuffle:
Подскажите, будет ли 4-пиновый (PWM) вентилятор нормально управляться по двум проводам, т.е. только напряжением?
Просто в БП надо заменить вентиль, там только два провода идут к нему, при этом БП регулирует обороты вентиля по температуре, а кандидат на замену 120мм с 4-pin PWM.
AlexPORT
будет
Какая распиновка у 4-пин вентилятора? :confused:
WAED
Это есть в любом современном мануале по мать-плате :D
если защитная планка мать-разъема (штырьки) СНИЗУ, то СЛЕВА НАПРАВО будет так:

GND | FAN PWR | FAN IN | FAN PWM

Это — цвета Интеловского боксового вентилятора; увы, но некоторые изготовители могут ставить несколько другие цвета... кроме ЧЁРНОГО

если защитная планка мать-разъема (штырьки) СНИЗУ, то СЛЕВА НАПРАВО будет так:

GND | FAN PWR | FAN IN | FAN PWM

Это — цвета Интеловского боксового вентилятора; увы, но некоторые изготовители могут ставить несколько другие цвета... кроме ЧЁРНОГО

У AMD'шного боксового так:

GND | FAN PWR | FAN IN | FAN PWM
PrSV
Во-во, дурют нашего брата! :abuse: Хорошо, хоть порядок не меняют...
:gigi:
В последнее время вентиляторы стали делать запаянными, т.е. сзади нет резиночки и всяких там "стопорных" съёмных колец.
Как правильно снять вал с крыльчаткой, чтоб не сломать вентилятор (плату, крепление, обмотки) ?
Ответ типа: ни как, купи новый. — Не принимается :)
DigiMakc
Они не запаянные — там устанавливается специальная защелка, которая позволяет собрать вентилятор только один раз. Но: если аккуратно приложить некоторое усилие, то эта защелка выпускает вал и вентилятор разбирается (во всяком случае, лично у меня при таких экзекуциях сломался только один из сотни, да и тот был первым — своего рода "тренируйся на кошках" получилось). Также очень часто видел после разных "сервисов" расколупанное отверстие для смазки, залепленное скотчем — в крайнем случае можно и так сделать.
PrSV
Да разбирал, видел. Только из 3-х , у меня получилось разобрать лишь один.
Может есть какая-то метода надежная.. Хоть съёмник придумывай..
Стандартная смазка быстро "высыхает", вентилятор начинает греться и в итоге быстро изнашивается "втулка" и всякие "опорно-ограничительные механизмы", вал начинает гулять и крыльчатка (либо онснование крыльчатки) стучит об основание/крепление вентилятора.

Кстати, пробовал смазывать вентилятор и таким способом, но когда разобрал вентилятор, то понял, что лучше не ковырять дырку, а всё же разбирать, тщательно всё прочищать, смазывать и обратно собирать.
Но учитывая неудачный опыт, не очень хочется разбирать..
Новая тема    Ответить  [ Сообщений: 66 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Удалить cookies конференции

Пишите нам | Radeon.ru