Конференция работает на сервере ETegro Technologies.

Radeon.ru

Конференция Radeon.ru

Страница 1 из 1 [ Сообщений: 10 ]  Версия для печати [+]
Показать сообщения за  Поле сортировки  
Начну я.

Вопрос о зависимости размеров динамиков и низкой частоты, при условии умеренного рабочего хода для удержания коэффициента искажений в относительно невысоких значениях. Если уйти от различного рода параметров в виде мощности, резонансной частоты и т. д. очевидно же то, что есть какая-то зависимость НЧ от размеров динамиков. Так какая она? Где хотя бы ориентировочная габаритно-частотная характеристика? ))

Ведь понятно же, что на резонансную частоту в 25 Гц можно настроить и 10 см динамик, но он явно не будет давать столько низких, столько может дать динамик 20 см.
DigiMakc
http://www.audiomania.ru/forum/viewtopic.php?t=1025113
В общем-то, все это описано в параметрах Тилля-Смолла, они считаются достаточными для того, чтобы описать поведение динамика в области низких частот, даже не имея в руках самого динамика.

Попытаюсь описать физическую суть некоторых моментов работы динамика в упрощенном виде.

На самых нижних частотах динамик работает в поршневом режиме.
Это когда изгибными деформациями (неодновременностью излучения звука разными зонами диффузора, это и искажения, и снижение КПД) условно можно пренебречь (1).
Динамик выполняет работу по воздействию на присоединенную к нему массу воздуха, преодолевая ещё и гибкость подвеса.
Площадь диффузора, помноженная на его ход, определяет объем воздушной среды, к которой прикладывается механическое воздействие со стороны динамика (звук — это волна сжатия-разрежения). Объем этой фигуры при определенной плотности среды равен присоединенной массе этого воздуха (2), над которой выполняется работа, и, очевидно, пропорционален звуковой энергии для какой-то частоты.
Это механический аспект работы динамика.

(1) Естественно, для обеспечения поршневого режима на какой-то частоте излучатель должен оставаться жестким.
Это усложняется при увеличении площади диффузора. При этом в целях сохранения жесткости возрастает и его масса.
Что требует (для того же уровня звука) подвода дополнительной энергии к электрическому приводу (катушке) — снижается чувствительность.
Подвижная масса катушки при этом тоже возрастает, возникает снежный ком проблем.

Появляется необходимость одновременно удержать в одной связке взаимоисключающие свойства —
— Сохранить способность эффективно воспроизвести НЧ.
— Сохранить чувствительность (КПД). Здесь появляется дополнительная привязка к массе подвижной системы.
— Обеспечить подведение достаточной электрической энергии, которая преобразуется в движение и тепло (которое нужно отвести, а не сжечь катушку).
Одновременно всё это наращивать невозможно.
Поэтому возникают компромиссы.

Примеры решений, проистекающих из описанного мной ранее (2).
Появляются варианты — большой короткоход против маленького длиннохода (речь о ходе диффузора) при одной звуковой мощности.
Если динамик имеет небольшой диаметр диффузора, его могут сделать длинноходным.

Есть еще понятия короткая и длинная катушка.
У длинной катушки магнитный поток получает только часть витков, которая в магнитном зазоре, остальная просто греется.
У короткой — вся катушка получает постоянный магнитный поток, и, пока она в пределах рабочей зоны, искажения — минимальные.
Чтобы не углубляться здесь, поискал более развернутые описания этих понятий, вот это может подойти.

Я не стал касаться вопросов низкочастотного оформления, связанных с акустическим коротким замыканием.
Не стал и описывать связь частоты резонанса с гибкостью подвеса и массой подвижной системы (масса растет — частота снижается).

Низкочастотная граница динамика лишена практического смысла без отрыва от уровней, в том числе на частотах выше (требование ровной АЧХ).
Если речь про широкополосный режим работы, а не узкую зону, как в сабвуферах. Ведь динамик на всех этих частотах играет одновременно.

Проще говоря, если маленький динамик в полосе частот 30-50 Гц играет на уровне 50-60 дБ,
а в полосе 100-500 Гц играет на уровне 90 дБ, то звуки из первой полосы на фоне звуков из второй Вы и не услышите.
Поэтому рабочую полосу частот и указывают с привязкой по уровню ко всей полосе частот. Всё, что за пределами этой зоны уровней, указывать нет смысла.
Например, диапазон частот 40-18000 Гц по уровню -6 дБ с усреднением в 1/3 октавы. Это значит, что на частоте 40 Гц его тоже слышно.
Манул
Естественно я это находил.

NEW
Да, в основном я так и представлял.
Т. е. в итоге мы возвращаемся всë к тем же основным параметрам: АЧХ и чувствительность. Скажем так, это больше актуально для 2-х и более полосных АС.

Но ведь не просто так же ставят много маленьких НЧ динамиков в АС. 2 динамика наверняка расширяют частотний диапазон снизу. Ведь площадь диффузоров (условно) складывается, соответственно и объëм сдвигаемого воздуха увеличивается.
Так вот какая хоть примерная зависимость частоты от площади? Допустим взять НЧ динамик 40-1000 ГЦ +/— 6 дБ, какова будет характеристика с 2 такими динамиками именно на НЧ, если не брать в расчëт СЧ?
DigiMakc
> Но ведь не просто так же ставят много маленьких НЧ динамиков в АС.
Тупо из экономии. Как один известный нам гражданин думает, что много мелких колонок дадут лучший звук.

> 2 динамика наверняка расширяют частотний диапазон снизу.
В сравнении с одним с удвоенной площадью диффузора — не будет разницы.
А если просто 2 в сравнении с одним, что там поднимется — отдача, наверное. Резонансные частоты у обоих никуда не денутся, динамики те же.
А вот корпус, кстати, тоже потребуется удвоить, иначе частотный диапазон как раз сузится, двоим там уже тесно.

> Допустим взять НЧ динамик 40-1000 ГЦ +/— 6 дБ, какова будет характеристика с 2 такими динамиками именно на НЧ
Без корпуса взять?

-- Добавлено спустя 13 мин 12 с --
А из зависимостей в целом, если смотреть в очень грубом приближении, то —
— увеличение площади диффузора, а в первую очередь увеличение его массы (а присоединенная масса воздуха при большом диффузоре — это тоже лишний груз для подвижки, кстати) — как и в любом маятнике, приведет к снижению частоты собственного резонанса. Правда, вот отдача тут снизится очень заметно, и это сложно назвать улучшением воспроизведения на басе при прочих равных (усилителе, например). Да и корпус заодно потребуется здорово нарастить.
Про подвес в таком распухшем динамике я ничего еще не говорил.
А его скорее всего придется делать более жестким, что приведет к повышению резонансной частоты, то есть даже этот выигрыш по частоте уменьшится.

-- Добавлено спустя 1 ч 7 мин 42 с --
DigiMakc
> Но ведь не просто так же ставят много маленьких НЧ динамиков в АС.
2-3 НЧ в вертикальной плоскости?
Это просто пытаются сохранить жесткость корпуса (изгибные встречные деформации) и экономят древесину (опилки).
Если бы делали один большой лопух, как было принято раньше, то колонка вышла бы тяжелее раза в 2-3 (кстати, и бас там погуще был).
Плюс пришлось бы делать мощную распорку выше, чтобы широкая доска не гуляла в такт динамику.
Поэтому современная тенденция — без широкой лицевой панели, делают колонку чуть шире динамика, где гулять панели негде, динамик своим корпусом сам усиливает стенку, расход на корпус ниже, и в интерьер лучше вписывается. И весят на удивление мало, вспомнить модели всего 10-летней давности — совсем другой вес.

И еще, из практики. Городил один знакомый как-то стенку из сотни небольших динамиков (не в одном корпусе). Подача была ураганной. Но граница баса не менялась.

А если просто 2 в сравнении с одним, что там поднимется — отдача, наверное. Резонансные частоты у обоих никуда не денутся.

Без корпуса взять?
Да, просто в сравнении с одним, при условии, что корпус ЗЯ рассчитан с запасом.
DigiMakc
Максим, без корпуса говорить о НЧ нет смысла — акустическое короткое замыкание, волна обтекает динамик спереди назад и наоборот. Баса нет вообще.
А корпус влияет на этих частотах радикально, это акустический подвес, подушка, на которой пружинит колебательная система динамика. Если и сравнивать, то корректно.
Один динамик в корпусе против двух таких же в двух корпусах. А про два я рассказал — при тех же резонансах просто повысится отдача.
Понятия запас у ЗЯ тоже нет, от объема меняется вся кривая АЧХ внизу. Иначе мы будем сравнивать скорее корпуса, чем динамики, стоит ли в это углубляться.

Если же хотите вместо одного динамика в оптимальном ящике поставить два динамика в тот же ящик, они будут работать встречно.
Это будет эквивалент одного динамика в ящике с половинным размером — вы просто уменьшили ящик вдвое.
Снизится ли граница частоты? Нет, она повысится.
Виртуальный эксперимент закончен.

В обоих случаях ниже резонанс не стал.

А попросту, если обращали внимание, большому динамику обычно и короб требуется здоровый. Да и комната тоже побольше. Оба резонатора с частотами пониже.

-- Добавлено спустя 33 мин 20 с --
Могу предложить третий, забавный такой эксперимент, самый наглядный. Из которого всё сразу станет понятно.
Берем ящик удвоенного объема с двумя динамиками (симметричный). Вставляем перегородку посередине между ними, делим этот корпус на два одинаковых.
Градиент давления в переходной зоне равен нулю, согласны? Звук не изменится.

Да и комната тоже побольше

именно что )
x[x]x
Скажу больше, низкоиграющий сабвуфер, который я когда-то тут обозревал в статье, в обычном городском помещении сильнее ощущался в соседней (и более крупной) комнате.
Вот когда ему добавили воздуха, вынесли в комнату 60 метров, стали проявляться его плюсы в сравнении с мелочью. А малокалиберный саб на его фоне там как раз потух.

-- Добавлено спустя 14 ч 41 мин 6 с --

Так вот какая хоть примерная зависимость частоты от площади? Допустим взять НЧ динамик 40-1000 ГЦ +/— 6 дБ, какова будет характеристика с 2 такими динамиками именно на НЧ, если не брать в расчëт СЧ?

40-1000 ГЦ +/— 6 дБ
У каждого из динамиков остается такой же по гибкости подвес, та же масса подвижной системы, та же резонансная частота. Характеристики каждого не менялись.
Если Вы хотите менять размеры ящиков, то динамики тут ни при чем, Вы меняете акустическое оформление и только его. Возвращайтесь к третьему эксперименту.

ставят много маленьких НЧ динамиков в АС

Компенсируют разницу в чувствительности с динамиками верхней полосы.
По сути это несколько маленьких НЧ колонок, которые вставили в длинный вертикальный корпус с дополнительным СЧ и ВЧ блоком.
И да, каждый такой маленький динамик вполне может иметь низкую резонансную частоту, вместе они повышают отдачу всей полосы.

У динамиков большого диаметра проще получить и большую глубину хода из-за габаритов, выигрыш по давлению обеспечивается ведь не только площадью.
Это мы и замечаем, выделяя для себя размеры динамиков.
Новая тема    Ответить  [ Сообщений: 10 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Удалить cookies конференции

Пишите нам | Radeon.ru