Страница 1 из 1 [ Сообщений: 12 ] Версия для печати [+] |
Ну видать их прикалывает примочку слушать ![]() |
не обольщайтесь, вы тоже примочку слушаете, ибо на сверхлинейный тракт (от и до) редко у какого физического лица денег хватит ) |
DigiMakc
У меня будут некоторые возражения ![]() Помимо гармонических и интермодуляционных искажений (я бы еще добавил — интегрированных значений, ранние гармоники выше всех у акустики, и это мало кого смущает) в усилительной технике есть много других видов искажений, от которых зависит подача звука, и по некоторым из них проигрывают чаще не лампы (те же тепловые на средних уровнях), да и уровни там другие. Динамические, переходные тоже можно упомянуть. У ламповых схем просто свои особенности и проблемы, очень часто головная боль — трансформатор, да и громоздкие они в наш век миниатюризации и унификации. Как прибор лампа интереснее, их требуется меньше, меньше проблем с ООС, с входным импедансом (но есть с выходным), иная зависимость искажений от мощности, схемы проще и красивее. Естественно, есть удачные и неудачные схемы по звуку. А вообще интересные решения встречаются и там и там. Да и звучание определяется не только прибором. Встречал как изумительно звучащие ламповые тракты, так и дрянь (хотя ламповую схему испортить труднее). Но транзисторная дрянь встречается чаще, на них и схемы проектировать сложнее, хотя в эксплуатации там как раз проще (и с питанием тоже), да и много дешевле они. Так что лампы имеют право на жизнь. |
x[x]x
Да не преувеличивайте ![]() NEW Да, я не спорю. Лампы имеют право на жизнь. Например как предварительный усилок или как тот же операционник — вполне годны при более-менее нормальной реализации. Но я бы не сказал, что они выигрывают, а если учесть КПД... А еще, лампы плохо переносят реактивную нагрузку да и в целом у усилков на лампах переходные процессы существенные. Я считаю, что эти недостатки существеннее тех проблем, что есть на транзисторных усилках. По поводу искажений. Перечисленные искажения в итоге все равно выливаются в гармонические и интермодуляционные. Вряд ли изменение в несколько раз "второстепенных" искажений как-то существенно скажется на гармонических и интермодуляционных искажениях и на звучании в целом. По моим наблюдениям, например, RMAA когда проверяет величину интермодуляционных искажений, то она довольно чутко выявляет переходные искажения. Я могу ошибаться, но вроде как входной импеданс современных транзисторов — не проблема, особенно в ширпотребном аудио. |
DigiMakc
Я разделяю мнение о взвешенном К.Н.И. в качестве одного из факторов оценки звучания усилителей. Порекомендую прочитать о критериях Чивера — дипломная работа автора Даниэль Х. Чивер о методике T.A.D., Total Aural Disconsonance. Там есть информация о работе слухового аппарата, субъективном восприятии нелинейных искажений и связи их с измеряемыми гармониками. Там же и про ООС много сказано. Вот здесь табличка с основными отличиями лампового триода от полевого и биполярного транзистора в схемных включениях. Хотя подменять понятия "местная ООС" и "общая ООС" я бы не стал (в материале есть такой момент). Да, некоторые позиции в табличке для тетродов и пентодов отличаются от приведенных для вакуумных триодов. От себя добавлю, что статичные измерения на периодическом сигнале (T.H.D. и I.M.D. регистрируют именно так) не позволяют оценивать потерю связности в музыкальном сигнале во временном масштабе (возникновение новых составляющих, сдвинутых от исходного сигнала во времени — продукт ОООС), в существующих протоколах рассматриваются частотная и амплитудные области. Собственно, термин "когерентность" (слитность, связность звучания) в материале Лихницкого приводится. Кстати, изделия на популярном DAC ES9018S с замечательными параметрами THD частенько критикуют именно за это (предельно прозрачно, детально, чисто, но подаются раздельные звуки, не музыка). Забавно, в поиске попадались материалы, где эта статья уважаемого Лихницкого совершенно явно скомпилирована с моей статьей о стандартах мощности и опубликована у них (судя по всему, они много откуда натаскали), а внизу написано, что данная статья подготовлена специалистами [этой питерской компании Arstel, СПб] и является интеллектуальной собственностью [этой компании]. Любые публикации данной статьи а также ссылки на нее возможны только с разрешения правообладателя. Так что ссылаться на этих жуликов не буду, вот такие вдруг "правообладатели" вдруг возникли на мою статью конца 2000 года (вполне в духе современных копирастов). Напишу-ка я им, что воровать нехорошо. И в АудиоМагазин для контроля (статья покойного Лихницкого была опубликована там в 1996 году). С ГК РФ, статьями 1270, 1301 эти авторы, судя по всему, пока еще не знакомились. |
Когда-то, давным-давно... кажется, ещё в прошлом веке
![]() И попалась мне статья в РАДИО о низковольтном УМЗЧ (на еще германиевых транзисторах!), тип которого ныне называется Rail-to-Rail. Автора я, есс-но, не вспомню. Нарисовал платы, изготовил, собрал ... не понравилась мне его работа. Выдрал пред-каскад, заменил его на 544УД2 — зазвучал аппарат так, что прохожие на улице подходили и спрашивали — "Это у вас японский?" ![]() ![]() Кстати, оч. похожая схема была внедрена в какой-то из кассетников марки ВОРОНЕЖ (или ТОМЬ?). Идея того УМЗЧ была оч. похожа на эту схему (ужасно грязные картинки у г-на Лихницкого, да и код страницы писан в Ворде — жуть!): ![]() но с нормированным усилением в вых. каскаде: местные ООС в каждом вых. плече. Так что 3-ваттный динамик раскачивался "от забора до обеда" ![]() |
NEW
Почитал немного материал где табличка, после прочтения некоторых вещей дальше читать не стал. Имхо, ламповая аудиофилия. Столько всего приплели, и опять заливают, что замерять не научились. ![]() Рассматривать лампу и транзистор отдельно — грубо. Все опять сводится к тому, что общая ОС в современных транзисторных усилках исправляет недостатки транзисторов. Скоростные характеристики транзисторов и микросхем без проблем перекрывают звуковой диапазон, что делает уровень гармоник довольно малым. А если без ОС, то опять же, далеко не факт, что что лампа будет лучше полевика ![]() Можно было бы подробнее поговорить, но жаль время (т.к. не вижу для себя смысла обсуждать лампу или якобы недостатки транзистора) да и офтоп. |
DigiMakc
На стационарном сигнале. К примеру, пустить на усилитель синусоиду или две — всё будет просто чудесно. Вот только музыкальный сигнал стационарным не является.
Дальше как раз очень доступно описано про ОООС и приведены ответы, почему как раз не исправляет [недостатки транзисторов]. Исправлять ошибки нужно вовремя или вообще не делать. Там как раз описаны объективные параметры, чистая физика, а не субъектив. |
Да без проблем две синусоиды осилит. Ничего страшного не будет.
Есть еще тест плавающего тона (тест с плавным возрастанием частоты) И две синусоиды и плавающий тон, все это отражается на интермодуляционных искажениях. Ничего страшного на транзисторных усилках не видел. В этих же тестах ламповые усилки прилично проваливаются. |
DigiMakc
Я как раз и написал, что тесты, на которых ты оцениваешь усилители с глубокой ОООС, замечательно выполняются на стационарных сигналах. Стандартные тесты THD (одна синусоида) и IMD (две синусоиды) показывают эти величины на стационарном сигнале. Вот только такие усилители с замечательными цифрами THD чаще всего совсем не умеют играть музыку. Почему — подробно описано там ниже, где ты читать не стал. Если коротко — нелинейности умножаются и размазываются во времени. Сигнал коррекции ошибки с запозданием подается на вход, смешивается с основным сигналом, на выходе цикл повторяется, далее по кругу. Ввиду многочисленных костылей в таком усилителе схема насыщена приборами, сигналов ошибки возникает тоже много. Ошибка замечательно исправляется в случае, если входной сигнал не меняется (стационарный) — в сеансе измерений. К сожалению, музыкальный сигнал постоянно меняется. Кстати, никогда не задавался вопросом, почему ламповый усилитель заявленной мощностью 10 Вт по громкости субъективно эквивалентен транзисторному 50 Вт (RMS) или выше? -- Добавлено спустя 30 мин 55 с -- Кстати, интересно, вот этот документ опубликован в журнале Радио в 1987 году (автор из СССР). Дипломная работа Чивера с внушительным списком литературы (приводил линк выше), описывающая те же самые механизмы работы слуха и огибающую гармонического ряда в контексте психоакустической маскировки, опубликована в 1989. В статье Радио описан тот же самый механизм (терминология другая), описаны причины недостатков глубокой общей ООС, поведение усилителя на импульсном сигнале, временные и TIM искажения. Хотя язык и описание очень разные (в Радио текст изложен более связно и грамотно). Цитаты из Радио:
-- Добавлено спустя 57 мин 14 с -- TIM — Transient Intermodulation — описание в Википедии. Динамические искажения, связанные с ограниченной скоростью нарастания в усилителях с глубокой ОООС. -- Добавлено спустя 2 ч 48 мин 52 с -- U-Nick А простые схемы и звучат лучше, цельно. Часто смотришь — такого нагородят ![]() Ну ты умелец ![]() ![]() А на германиевых транзисторах было интересно, не очень мощно, но всё же. Что там за ГТ были? |
NEW
Да самые обычные — МП38, МП42; ГТ402+ГТ404... АФАИР. Схема ТОМЬ-303 вроде похожа, но её картинки в инете ну очень уж хилые. В ВИЛЬМА-311 вых.каскад тоже по похожей схеме сделан, но без местной ООС. ... Хотя вот: на давно знакомом qrz.ru нашлась таки ТОМЬ-303 в djvu. Схема уже на кремнии. |
Ну, обычно усилок, склонный к большому числу гармоник валится и в этом тесте. К тому же в той же RMAA есть тест и плавающего тона. И в нём лампадники тоже валятся из-за больших переходных процессов. На транзисторниках чего-то ужасного не видел. Не спорю, но их амплитуда довольно маленькая. Потому, что когда он заваливается (клиппит) у него клиппинг менее угловатый, + гармоники высокой величины вместе с полезным сигналом увеличивают мощность. + приличная зависимость от импеданса. Всё это ооочень существенно влияет на субъективное восприятие. Ну ничего не мешает записать с выхода УМЗЧ музыку и сравить записанное с "эталоном" или даже произвести вычитание с отображением разницы. |
Новая тема Ответить | Страница 1 из 1 |
[ Сообщений: 12 ] |
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |